Айкидо Ёсинкан >> Статьи >> Статьи (20 материалов) >> Соревнования в Айкидо

В последнее время все больше и больше ведется дискуссий проводить соревнования в айкидо или не проводить. Звучит множество аргументов, подтверждающих или опровергающих целесообразность данного мероприятия. Некоторые сэнсэи категорически отказываются от участия в соревнованиях, наказывают своих последователей за участие в соревнованиях. Другие наоборот, приветствуют и поощряют своих последователей. Хорошо это или плохо давайте попробуем разобраться. 

Как утверждают некоторые ведущие сэнсэи и руководители множества федераций, союзов и прочих организаций, участие в соревнованиях позволит определить, кто в айкидо шарлатан, а кто мастер. Насколько техника айкидо «работает», что можно применить на улице. Позвольте не согласиться с этими аргументами.



Возникает вопрос почему? Начнем с самого простого. Соревновательная подготовка требует от потенциальных участников развитых кондиционных способностей. Планомерной и целенаправленной подготовки спортсменов. Соблюдения этапности подготовки. Постоянного педагогического и медицинского контроля. Систематических тренировок. Соревнованиям предшествует жесткий медицинский контроль и отбор.



Один же из принципов айкидо провозглашает, что любой желающий может заниматься этим видом боевых искусств, не зависимо от возраста и возможностей функциональных систем организма. И благодаря этому, занимается довольно большое количество людей, имеющих, те или иные отклонения в состоянии здоровья. Также в айкидо приходят бывшие спортсмены, которые уже все доказали всем и себе, на что, они способны. Они имеют различные травмы опорно-двигательного аппарата, не позволяющие им участвовать в соревнованиях. И айкидо становится той отдушиной, которая позволяет им остаться в строю и сохранять свою физическую форму. Не стоит забывать занимающихся в возрасте, да и тех, кто просто хочет заниматься для себя, и ни кому ничего не доказывать.



Проблема айкидо состоит не в наличии или отсутствии соревнований, «озаренных» и «просветленных» шарлатанов. А в отсутствии должной системы подготовки, нерегулярности посещения занятий самими занимающимися, незнания инструкторами принципов теории и методики преподавания физической культуры, отсутствия единых, доступных методических пособий.

Как правило, инструктора, начинающие участвовать в соревнованиях, для достижения лучших результатов, делают акцент на своих тренировках на определенный результат. А это приведет к неизбежному разделению занимающихся на группы, на тех, кто соревнуется и тех, кто просто так, ходит.. Соответственно им будет уделяться меньше времени, либо эти люди перепоручаются старшим ученикам — сэмпаям. Многие новички приходят в зал на конкретного инструктора, и когда сталкивается с другими инструкторами, проводящими тренировки, просто уходят. Это может привести к оттоку из рядов айкидок тех, кто не может соревноваться, или не хочет. И это первый шаг который ведет к снижению распространения айкидо, а не на оборот.

Сместится акцент на изучение определенной техники, необходимой для успешного участия в соревнованиях. Менее травмоопасной, и не факт, что более, эффективной в прикладном значении. Это в свою очередь приведет к вырождению техник, те из них, которые не используются, потихоньку исчезнут за ненадобностью. Это тоже может не лучшим образом отразиться на айкидо.


Конечно, соревнования в спорте — это неотъемлемая часть, то, без чего спорт просто не существует. Спорт в узком смысле слова — это собственно соревновательная деятельность, направленная на достижение наивысших результатов. Эта деятельность имеет ряд специфических особенностей. К ним относятся:



наличие борьбы, противоборства, конкуренции непосредственно в игре, поединке, схватке на дистанции и т.п.;

унификация действий, посредством которых осуществляется деятельность спортсмена, условий их выполнения и способов оценки достижений в соответствии с официальными правилами;

регламентация поведения спортсменов в соответствии с принципами неантагонистических отношений между людьми.



В широком понимании спорт включает в себя собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические межчеловеческие отношения и поведенческие нормы и достижения, возникающие в процессе этой деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод: спорт — это такой вид деятельности, который исторически сложился как один из способов выявления, сравнения и развития способностей человека в борьбе за первенство, за наивысшие спортивные достижения. (Крамшин Ю.Ф. 2003)



Айкидо — это все-таки не спорт. Потому что в айкидо нет стремления и задачи достижения наивысших показателей в скорости, силе, выносливости, нет системы рекордов. Отсутствует присущая спорту система подготовки спортсменов. И тренировки по своей сути ближе к занятиям физической культурой. Соответственно включая соревновательный аспект, придется менять всю ныне существующую систему занятий.




Желание некоторых сэнсэев ввести соревнования продиктованы не желанием спасти айкидо от шарлатанов и вести борьбу за чистоту рядов. А, скорее всего, возможностью получения от спорткомитетов субсидий, которые дают возможность заработать денег, при этом прилагая минимум усилий.

Аргумент, говорящий о том, что соревнования позволят убрать из стройных рядов айкидок различного рода «озаренных» и «просветленных» вообще не выдерживает критики. Только потому, что как раз те, кто являются шарлатанами и не выйдут на татами соревноваться. Скорее всего, место, где их можно будет увидеть, это кресло организаторов этих соревнований.

И самое главное, что система подготовки для соревнований позволит им успешно готовить «мастеров». Меньше надо будет говорить, техники можно «заточить» под соревнования. А если выступить организатором, подогнать правила судейства. Это гораздо проще, чем вести людей за собой, преподавая, не только техники, но и принципы, и философию, развивая личность. Следовательно, те, против кого эти соревнования направлены, будут в почете, уважении, и на самом высоком уровне.



Практика показывает, что до тех пор, пока есть люди готовые верить первому встречному в великую силу внутренней энергии, пронизывающей все живое и материальное, всегда найдутся те, кто будет об этом говорить. Чтобы в этом убедиться, достаточно просто посмотреть на попытки борьбы с различными сектами. И то, к чему это приводит.



Еще один аргумент в пользу проведения соревнований — это возможность выявить прикладной характер технического арсенала.

Вряд ли соревнования позволят выявить это, хотя бы, потому что, сами соревнования проводятся по определенным правилам. К техникам предъявлены определенные требования. Все подчинено безопасности участников. И это понятно, кому захочется заниматься судебными тяжбами, в случае если кто-нибудь, из участников получит серьезную травму.

А вот то место, где действительно необходимо показать прикладной аспект, улица, никаким правилам не подчиняется. Есть множество примеров, когда на улице погибали выдающиеся спортсмены, показывающие рекордные результаты, занимающие первые места на пьедесталах. При этом погибали они от рук наркоманов, хулиганов и им подобных.



Введение соревновательной практики не сможет решить этой проблемы. Да, в соревнованиях вырабатываются морально-волевые качества. Но и в тренировках они так же вырабатываются. Наличие правил со временем у спортсмена вырабатывают определенные навыки: не наносить запрещенные удары, захваты и т.п. Психологическая готовность к форс-мажорным ситуациям, возможно. Хотя, можно включить умственную деятельность, проанализировать свои возможности и различные ситуации, и решить этот вопрос. Можно к тренировкам подходить не с точки зрения, пойду, позанимаюсь, пообщаюсь. И все время тренировки работать только с тем партнером, с которым комфортно и который, сам падает, еще до того, как на нем что-то сделают. Чаще менять партнеров, просить их немного сопротивляться, подчиняясь логике движений и действий, но только не мешая друг другу.

Само айкидо может ответить против этого аргумента. Ведь айкидо — это не набор технических действий. А принцип взаимодействия людей, с целью недопущения возникновения конфликта. Остается только уметь правильно применять этот принцип. Для этого необходимо воспитать понимание айкидо, закрепить умения в навыки.






Проблема айкидо состоит не в наличии или отсутствии соревнований, «озаренных» и «просветленных» шарлатанов. А в отсутствии должной системы подготовки, нерегулярности посещения занятий самими занимающимися, незнания инструкторами принципов теории и методики преподавания физической культуры, отсутствия единых, доступных методических пособий.



Проблему можно решить только с помощью соответствующей подготовки преподавательского состава. Ввести периодическую переаттестацию ведущих инструкторов. Необходимо навести порядок в системе экзаменов в айкидо. Ужесточить требования, перестать брать деньги за проведение тестов. Перестать развешивать черные пояса и превращать уровень мастерства в звания. Лишать инструкторов права преподавания, если он не соответствует требованиям и его техника несовершенна. И для этого вовсе не обязательно устраивать соревнования. А достаточно ввести систему контроля и подключать соответствующие органы охраны правопорядка, если замечены люди, ведущие занятия, не имеющие на это юридического права.

Желание некоторых сэнсэев ввести соревнования продиктованы не желанием спасти айкидо от шарлатанов и вести борьбу за чистоту рядов. А, скорее всего, возможностью получения от спорткомитетов субсидий, которые дают возможность заработать денег, при этом прилагая минимум усилий.



Можно сослаться на требование спорткомитетов о том, что если айкидо получило аккредитацию как вид спорта, то необходимо наличие соревновательной деятельности. У айкидо есть показательные выступления. И введение единой программы для проведения этих показательных выступлений позволит решить эту проблему. Для этого необходимо просто собрать всех руководителей школ, клубов, федераций и выбрать из общего арсенала определенные техники, которые одинаковы во всех стилях айкидо Айкикай, Ёсинкан, Томики, Ки-айкидо.



Только тогда можно будет говорить о чистоте рядов, качестве мастеров. А до тех пор все это напоминает рекламу определенных школ и сэнсэев. Сказав, что те, кто участвует в соревнованиях — хорошие мастера, а кто не участвует — шарлатаны, скорее, усугубит нынешнее положение дел в айкидо. Дискриминация действующих инструкторов может привести к конфликтам и судебным разбирательствам, развалу организаций по причине выхода из них клубов и участников. Это, скорее, приведет к расколу в айкидо. И айкиком покатится в пропасть еще быстрее, сметая все, на своем пути.


Пока представители Хонбу додзё и все представители айкидо, во всем мире, а не только в сугубо прикладной России не придут к единому мнению о необходимости введения соревновательной практики, обоснуют ее целесообразность и необходимость, до тех пор говорить о соревнованиях лучше не стоит.

Олимпийские игры возродились тогда, когда Пьер де Кубертен, решительно отстаивая свою идею, на международном конгрессе в Париже 23 июня 1894 г. добился принятия решения. На этом конгрессе присутствовало до 2000 человек. 79 делегатов из 13 стран. А не он один и его десяток последователей из одного города.



Необходимо больше работать над собой, а не превращать тренировку в болтовню с партнером о течении Ки.



Удачи на вашем пути.



Вице-Президент

Центра Ёсинкан Айкидо С-Петербурга

Алексей Михайлов

Источник-Aikido.ru
 

 "Даже если тебе бросает вызов

Один-единственный противник,

Будь бдителен,

Ибо тебя всегда окружает

Целый сонм врагов."

 

Морихэй Уэсиба